Осознание самого себя.

Осознание человеком самого себя сама по себе далеко не новая концепция. Она была известна еще многие тысячелетия назад, и до сих пор является предметом обсуждения и популяризации многих продвинутых умов нашего времени. Так что в определенном смысле ничего нового по поводу осознания вроде бы сказать невозможно. Но как многие века существует концепция о осознанности человеком своей сути, точно также существуют и разные подходы к трактовке этого явления. И как следствие, различные методики практической реализации. И именно об этом пойдет речь в этой статье. Зачастую у меня складывается ощущение, что, произнося вроде бы одни и те же слова, мы подразумеваем совершенно разные вещи. Как то так складывается, что практически все тексты о осознании выглядят, как рассказы о сексуальном оргазме, который автор никогда не испытывал.

Я собрал из интернета основные тезисы по этому вопросу, которые в своей совокупности полностью отражают устоявшееся мнение о осознании. Конечно, есть и другие определения, но так или иначе все равно все сведется по смыслу к тем, что опубликованы ниже.

Осознание и соприкосновение с действительностью.

Наблюдать за внутренним и внешним миром, воспри­нимать события отстраненно, не смешиваться с ними, не комментировать и не оценивать их, не пытаться ничего изменить, только наблюдать. Если вы сможете просто наблюдать, вы увидите, что внутри вас происходит процесс дезинтеграции.

Осознание – согласованность внутреннего и внешнего.
Еще один из критериев осознания – согласованность внутреннего и внешнего или, как было сказано выше, согласованность мыслей, чувств и действий. Когда человек становится просто свидетелем всех своих действий, внутренних состояний и мыслей.

Это целостное и непосредственное переживание того, что происходит, а не обдумывание происходящего.
Это не мысль, не чувство, не ощущение и не действие. Это скорее то, что их объединяет. Нашему оценочному и определяющему уму это не понятно. И наверно проще для ума – сказать, что же не является осознанием.

Размышление или деятельность ума – это не осознание. Это скорее рефлексия, когда происходит оценка, суждение, обдумывание, поиск мотивов, определение – почему именно это, а не то и т.д. Еще это иногда называют ментальным осознанием или пониманием.

Состояние наблюдателя, повторяю, без оценок и без суждения, когда мы можем увидеть, как появляется мысль, как она вызывает определенные чувства, как дальше следует действие. Человек «видит» (осознает на всех трех уровнях – ментальном, физическом и эмоциональном) свои шаблоны поведения, стереотипные реакции, то, что сначала становится привычкой, а потом и характером. Осознавать себя – видеть свою личность такой, какая она есть. И одно это уже начинает менять вашу личность. Потому что когда вы наблюдаете, вы уже можете менять то, за чем вы наблюдаете.

Из приведенных выше тезисов видно, что осознание это прежде всего наблюдение самого себя. Своих мыслей чувств и желаний. Наблюдение должно быть без оценочным, чтобы видеть какие чувства и реакции вызывают наши мысли. Во время наблюдения мы можем менять то что видим. На самом деле вроде бы все звучит правильно, трудно оспаривать. Но все должно иметь свое практическое продолжение. Любая теория должна быть подтверждена практикой. Давайте попробуем разобраться в заявленных тезисах. И поймем насколько это вообще выполнимо и при каких условиях.

Внутренний наблюдатель.

Первый тезис касается необходимости наблюдения самого себя, как пишет автор «не комментировать, не оценивать, не пытаться ничего изменить ….». Дело в том, что вы на самом деле и так все время это делаете. Вы не можете не наблюдать самого себя. Заблуждение в этом вопросе происходит из-за того, что есть как бы разные наблюдатели. Есть «молчаливый наблюдатель», который и характеризуется безоценочностью своего наблюдения и есть так называемый «наблюдатель», когда одна часть вашего ума, наблюдает за второй частью. Вот именно этот процесс наблюдения себя за самим собой на уровне различных частей ума и принимают за настоящего «наблюдателя». И именно ему предъявляют все вышеозначенные требования, так как настоящий наблюдатель и так им соответствует. Нет надобности учить рыбу плавать.

Но если настоящий наблюдатель полностью соответствует заявленным требованиям совершенно естественным образом, то с так называемым «наблюдателем» не все так просто. Поскольку он является частью ума то установленным требованиям никак соответствовать не может, поэтому ему остается только одно. Изобразить их. Создать иллюзию безоценочности, внутренней тишины и неподвижности, чтобы не комментировать и не пытаться ничего изменить.

На практике это выглядит следующим образом. Вам предлагается ряд медитаций при которых вы должны сконцентрировать свое внимание: на дыхании, на ходьбе, на теле или на чем то позитивном. Возможны еще варианты, но в любом случае для вас главным будет являться концентрация внимания на каком либо аспекте деятельности. Вот это аспект вы и должны будете наблюдать без оценок и суждений. Но дело в том, что как раз безоценочности при таком наблюдении, также как и других требуемых условий, вы и не сможете выполнить. А потому, столкнувшийся с такой невозможностью, вы начнете добиваться результата усилием воли. В результате практически заставите ум замолчать. И как правило через некоторое время достигаете на этом поприще иллюзии успеха.

Но это совершенно не тот результат, который необходим. При применении волевого усилия по отношению к себе вы получаете вялый, заторможенный ум. Иллюзию безоценочности и внутренней тишины. Тогда как нам необходим полностью пробужденный и энергичный ум. Ум способный проявлять себя бесконечным числом вариантов. Ум наполненный энергией движения.

Непрерывное движение, также как и оценка происходящего это врожденное свойство ума. Ум это и есть движение как таковое, которое невозможно остановить в принципе. Только если вместе с работой печени, почек и сердца. Именно через оценку ум соотносит себя с происходящим вокруг него, выбирая подходящую модель поведения в той или иной ситуации. Он все время будет и должен комментировать, и оценивать. Это его нормальное природное состояние, а не какая-то ненужная функция. Поэтому, когда мы говорим о внутренней тишине, то подразумеваем не остановку внутреннего диалога на поверхностном уровне, а о осознании мысли на более глубинных уровнях сознания. Там где движение энергий имеет совершенно другую амплитуду колебаний и воспринимается как тишина. Мы не в коем случае не пытаемся останавливать внутренний диалог, ради безоценочного восприятия. Само требование к себе, на уровне такой постановки задачи, что необходимо все воспринимать каким-то определенным образом абсурдно. Вы же не требуете от дерева стать рыбой. Почему же здесь говорите. Сядь удобнее, сконцентрируйся на чем-нибудь и сделай это конкретным образом.

Безоценочное восприятие.

Для того чтобы понять откуда берется безоценочность восприятия необходимо вернуться немного назад, к так называемому «молчаливому наблюдателю».  А также ввести в повествование тезис о осознанности, которая согласно все тем же тезисам, не поддается описанию. Но я все таки попробую это сделать. И не просто объяснить, а прямо сейчас вместе с вами мы с осознанностью встретимся.

Обратите ваше драгоценное внимание на факт того, что вы существуете. Вы же прямо сейчас осознаете факт своего существования, что Вы это есть Вы? Не правда ли? Ну же, это так просто. Этот факт является вашей неотъемлемой частью. Можете даже попой на стуле попрыгать. Вы непрерывно осознаете факт своего существования. Просто в повседневной жизни не обращаете на это факт совершенно никакого внимания, но тем не менее он СУЩЕСТВУЕТ, и это факт — не требующий дополнительных доказательств. Теперь мы знаем, что войти в него можно очень просто. Достаточно только дать отчет в его наличии. Обратить на него свое внимание.

А теперь вы сможете увидеть следующее. В вас существует как бы два аспекта. Первый — это состояние самоосознанности. И второй — это непрерывное движение ума, которое это состояние самоосознанности затмевает и уводит внимание в сторону. Так вот когда вы находитесь в состоянии собственной самоосознанности, вы и являетесь тем «молчаливым наблюдателем», который полностью безоценочен.  Вы можем вернуться к тезисам описывающим качества сознания и спроецировать их на факт вашей собственной самоосознанности. И вы увидите, что он будет полностью соответствовать описанным качествам.

Это не мысль, не чувство, не ощущение и не действие. Это скорее то, что их объединяет. Нашему оценочному и определяющему уму это не понятно. И наверно проще для ума – сказать, что же не является осознанием.

Обратите внимание на то, что когда кто-то пытается описывать осознание, то в обязательном порядке описывает и свойственные ему условия проявления. Это все равно, что все время подчеркивать, что вода мокрая. Но мокрость — это качество воды.  Также и осознание — оно по определению безоценочно. Что я хочу этим сказать? Только то, что безоценочный наблюдатель, которого так все ищут, находится гораздо ближе чем мы думаем. Его нет смысла искать, он всегда на месте. А безоценочность восприятия — это его неотъемлемое качество о котором нет смысла вообще говорить. Также нет смысла бесконечно говорить и о осознании, выделяя его в отдельную тему для обсуждения. Факт вашей самоосознанности неотделим от вас. Вы все время способны осознавать себя и свои проявления. Другой вопрос, что вы не обращаете на это внимание, но от этого  самоосознание никуда не делось.

Осознание. 

Давайте еще раз. Все бесконечные разговоры о осознании на практике сводятся к простейшему факту собственной самоосознанности. Всё! Кроме этого факта больше никакой другой осознанности не существует. Нет никакого особого «состояния наблюдателя», кроме оговоренного факта. Если хочешь все таки в нем оказаться, обрати внимание на собственную самоосознанность, этого будет вполне достаточно и поэтому вопросу нет смысла больше говорить вообще. С этой точки зрения все тысячи страниц текстов о осознании, как темы для обсуждения — это «надувание щек» и пустое сотрясение воздуха, разговоры не о чем, не имеющие под собой никакой практической пользы. Так как каждый из нас имеет возможность осознавать самого себя в любой момент времени, без всяких специальных техник и медитаций, просто обратив на этот факт свое внимание. Другой вопрос, как долго вы сможете находиться в состоянии осознания?

Гораздо более важно понимать не то как происходит осознания, так как оно реализуется автоматически. А что именно вы осознаете и какие условия этому осознанию способствуют?

Раскрытие личности.

Ответ на вопрос кого именно мы осознаем совершенно очевиден. Мы осознаем самих себя, а именно свои чувства, желания и мысли. То есть любые наши проявления и реакции, поскольку это все и есть мы. Здесь позиция у всех специалистов скорее всего одинаковая. А вот в вопросе, как именно это делать, существуют значительные расхождения. Можно выделить два основных направления.

Первое направление представлено техниками нацеленными на осознание. То есть осознание является основной точкой приложения усилий и поэтому все техники направлены именно на реализацию этого аспекта. Как я уже писал выше специалистами предлагается концентрировать свое внимание на определенных видах деятельности, таких как: дыхание, ходьба или мысли и осознавать происходящее. Скажу больше, такие техники достаточно глубоко изучались и даже были выявлены положительные результаты их применения.

Но есть и другая методика. Малоизвестная, но по мнению некоторых специалистов в сотни раз, а может и в тысячи, более эффективная, для развития человека, чем общепринятый подход. Возможно очень непросто для понимания, но необходимо уловить сам принцип за счет чего мы развиваемся.

Для начала давайте все максимально упростим иначе мы просто заблудимся в рассуждениях. И начнем с того, что прекратим разделять себя и классифицировать свои части. Нам в результате все равно необходимо прийти к целостности.

Первое: Давайте перестанем себя отделять от ума. И примем за основу что Я и есть Ум. Ум в свою очередь может быть проявлен огромным количеством способов. Наши желания, чувства и мысли — это все проявления Ума, то есть нас самих. Давайте также согласимся, что вообще любое движение это Ум. Совершенно не важно на каком уровне и как это движение выглядит.

Ум и является по своей сути движением энергии.

Второе: Я — Ум (см. пункт 1) — в какой-то степени самоосознан. Ученые считают, что осознан Ум на 5-10%. А теперь самое главное. Ум осознает себя в своих собственных проявлениях. То есть, если мысль или желание появилось, то ум осознает его, если же нет то оно для ума не существует. Когда мы говорим, что мысль или желание появилось то подразумеваем, что оно пришло в движение. Все что внутри ума происходит — это движение энергии, которое может выглядеть совершенно по разному (мыслью, чувством, желанием). То есть Ум осознает исключительно только энергию в любом состоянии ее проявления. Имеется ввиду, что совершенно бессмысленно садиться в медитацию и пытаться осознавать себя, так как осознание происходит автоматически и без каких либо усилий. Достаточно того, что ум увидит собственное движение и оно тут же будет осознано. Не сознание осознает ум и не ум осознает сознание. Ум осознает сам себя.

Есть целая область все того же ума, то есть нас самих, называемая нами подсознанием, которая скрыта. Мы не видим движение энергий в той области, поэтому и не может их осознать. Но необходимо понимать, что энергии, которые находятся в подсознании — это не нечто отдельное от нас, а неотъемлемая, причем большая часть нас самих. Осознать себя — это значит позволить энергиям находящимся в подсознании осознать себя.

Не Я их осознаю и не Ум их осознает, а они сами себя должны осознать, через собственное проявление.

А это в свою очередь возможно реализовать только одним способом, а именно чтобы как можно большее количество энергии пришло в подсознании в движение, то есть вышли на уровень осознанности. Ключевое слово при этом не «осознание», а ДВИЖЕНИЕ. Как только энергия придет в движение, так автоматически будет осознанна.

Поэтому развивающей техникой для нас будет являться методика позволяющая снять самоконтроль и позволить привести энергии находящиеся в подсознании в движение. Все остальное произойдет автоматически. Такой методикой и является программа «Инсайт»

Понятно, что здесь не все так просто и существует масса нюансов, которые будут раскрыты непосредственным участникам программы.